Дидактический потенциал программ - симуляторов звездного неба

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММ-
СИМУЛЯТОРОВ ЗВЕЗДНОГО НЕБА
Огрызков В.Е.,
к.т.н, доцент, Омский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Денисов Д.П.,
к.с-х.н, Омский промышленно-экономический колледж
Рассмотрены возможности виртуальных планетариев в качестве развивающих средств на за-
нятиях информатики. Умение ориентироваться в любой системе координат, масштабно мыслить
необходимо поможет будущему специалисту как технической, так и гуманитарной сферы. Инфор-
мация полезна для выявления ресурсов повышения образовательной активности студентов.
Ключевые слова: Вселенная, звезды, образование, виртуальные планетарии, путешествие
DIDACTIC POTENTIAL OF SOFTWARE –  
SIMULATION OF A STARRY SKY
Ogrizkov V.E.,
Omskiy institute (the branch) RUSSIAN ECONOMIC UNION-VERSITET name G.V. PLEHANOVA (REU).
Denisov D.P.,
«Omskiy industrial-economic college»
Considered the possibility of virtual planetariums as developing means in the classroom of Informatics.
The ability to navigate in any coordinate system, to think big is usefulforspecialist both technical and
humanitarian spheres. Information is important to identify resources to raise the educational activity of
students.
The Keywords:Universe, stars, education, virtual planetarium, traveling
Компьютеризация учебного процесса открывает новые перспективы повышения качества вос-
приятия информации за счет наглядного моделирования взаимодействия объектов и систем, уско-
рения рутинных операций при обращении к данным и создания более комфортных условий коллек-
тивной работы.
Программы-симуляторы звездного неба (виртуальные планетарии) предоставляют пользователю
уникальную возможность путешествовать во Вселенной в режиме реального времени за счет 3D ви-
зуализации пространства и рассматривать объекты от искусственных спутников до галактик [3, 6].
Относительная простота интерфейса, дидактический потенциал электронных планетариев, а так-
же бесплатное распространение позволяют успешно применять их в образовательных целях как эф-
фективное познавательное средство: уметь ориентироваться в любой системе координат и масштабно
мыслить – всегда значимо для будущих специалистов как в технической, так и в гуманитарной сфере.
Виртуальная  реальность  в  современном  понимании  –  это  моделируемая  среда,  создаваемая
компьютером и активно реагирующая на запросы, учитывающая психофизические возможности
62
секЦия 1. сОЦиО-культуРные ОснОвания как экОнОМический пОтенЦиал
V Манякинские чтения
пользователей [1]. Образовательный процесс протекает ярче, воздушнее, если студенты воспри-
нимают работу в достаточно сложной, многофункциональной программе как увлекательную игру.
Этому способствуют факторы, улучшающие атмосферу знаний и благоприятствующие коллектив-
ному труду: понятный интерфейс, выразительность проекций, качественная аранжировка звуковы-
ми, изобразительными эффектами и многое другое [5].
Распространение  и  использование  интереснейших  бесплатных  программ  типа  «Сelestia»,
«Stellarium», «Starcalc», «Orbiter», доступных в Интернете, актуально для успешной социализации
учащихся, получения умений и навыков решения практических задач повседневной жизни [4].
Для соблюдения логической последовательности усвоения тем визуализация Вселенной долж-
на быть привязана к конкретному разделу, модулю, блоку изучаемой дисциплины.
Работа в электронном планетарии решает важнейшую педагогическую задачу – развитие си-
стемного мышления учащихся, понимание гармонии окружающего мира.
Поскольку инструментарий популярных прикладных программ и систем универсален (откры-
тие, сохранение файлов, копирование, экспорт и импорт данных, вызов команд, особенности ин-
терфейса), комбинированный урок, как наиболее распространенный в педагогической практике,
находит новое, многогранное перевоплощение в виртуальной среде, создаваемой компьютерными
ресурсами класса [2]. В частности, игровые задания способствуют эффективному слиянию, сочета-
нию тем, как и сквозные примеры, средства автоматизированного контроля качества знаний.
Звездные симуляторы компактны в работе, поддерживают каталогизацию и поисковые опера-
ции, поэтому могут быть использованы наиболее широко как электронно-картографические инфор-
мационные системы, т.е. базы данных, интегрированные с картой.
В частности, звездный симулятор «Celestia» отображает объекты Солнечной системы и вклю-
чает каталог свыше 100 000 звезд и более10 000 галактик, поддерживает screenshot, запись видео-
роликов. Это позволит спланировать в сценарии компьютерного занятия виртуальное путешествие
вокруг Луны, полет к Сатурну или любой планете, спутнику – по выбору.Установив режим очер-
тания созвездий, студенты смогут самостоятельно определить реальные координаты и текущее по-
ложение на небе всех «знаков» Зодиака.
Электронный планетарий «Stellarium» моделирует Вселенную в реальном времени – все объ-
екты находятся в движении, и явления (например наступление солнечных и лунных затмений) си-
мулятор отображает в абсолютной точности – так, как они видны на небе. Наглядность «Stellarium»
такова, что экран монитора превращается в небольшой телескоп, в котором, по желанию, появ-
ляютсяназвания и характеристики небесных объектов, меняется масштаб,возникают изображения
мифических существ, обитающих во Вселенной.
Программа показывает звезды, планеты, туманности – для большей выразительности – атмос-
феру, ландшафт, грунт Земли для точки, в которой находится воображаемый наблюдатель, способ-
ный изменить город, страну и даже планету.
Каталог программы, по умолчанию, насчитывает более 600 000 звезд (при дополнениях свыше
210 млн звезд), присутствуют все планеты Солнечной системы, их главные спутники. Выполнены
художественные изображения всех созвездий (выбор рисунков из множества культур – современ-
ной западной, древнеегипетской, арабской, китайской и т.д.), при выходе в Интернет студент знако-
мится с мифологическими сюжетами, связанными с конкретными объектами. Симулятор поддер-
живает платформы MS Windows, Mac OS Х, Linux, Android, имеет (как и «Celestia») портативную
версию, что существенно облегчает эксплуатацию или демонстрацию программы в классах.
В заключение следует учесть нюанс: каким бы ни был привлекательным игровой вариант осво-
ения темы, он должен предполагать конкретный результат.
В этой связи практическое освоение симулятора галактик целесообразно завершить, к примеру,
графической иллюстрацией в виде набора видимых зодиакальных созвездий, проверкой правила
золотого сечения на примере движения планет Солнечной системы на листе расчетной таблицы,
виртуальной фотографией обратной поверхности Луны, определения географических координат
наблюдателя и положение планет на момент счастливого приземления.
63
секЦия 1. сОЦиО-культуРные ОснОвания как экОнОМический пОтенЦиал
V  Манякинские чтения
Библиографический список:
1.  Бахарева В.А.Виртуальная реальность в образовательной среде вуза / В.А. Бахарева, А.В.
Фещенко //Развитиеединойобразовательнойинформационнойсреды:материалы XIV Междуна-
родной научно-практической конференции. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. – С 38-41
2.  Денисов Д.П. Примерный сценарий компьютерного урока с открытой архитектурой и скольжени-
ем тем / Денисов Д.П., Огрызков В.Е.// Наука и общество: проблемы современных исследований:
Сб. науч. статейпод ред. А.Э.Еремеева. – Омск: Изд-во НОУ ВПО «ОмГА», 2012. – С. 302-307.
3.  Лакотко Н. В. Плоскостной проектор звездного неба. / Современное образование
Витебщины,2013. № 2(2).– С 14-16
4.  Львова Т.В.Ситуационные задачи по предметаместественнонаучногоцикла – ресурс обновления
содержанияшкольного образования. / Пермский педагогический журнал, 2012,№ 3.– С. 16–22.
5.  Огрызков В.Е. Методика и алгоритмы диагностики ASMR и их использование в образо-
вательном процессе. / В.Е. Огрызков, Д.П. Денисов, И.А.Курьяков // Сибирскийторгово-
экономическийжурнал. 2014. № 1(19). – С. 83-88.
6.  Hughes S. W. Stellarium – a valuable resource for teachingastronomy in the classroom and beyond. /
Science Education News, 2008.Vol. 57(2), – P.83-86.
 

Категория: Мои статьи | Добавил: Павлович (05.02.2018)
Просмотров: 103 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar